Школьные конфликты и проблемы — одна из главных причин беспокойства родителей школьников. Основная причина того, что такие неприятности заходят слишком далеко, — низкий уровень коммуникации между родителями и ребенком. Очень важно слушать и слышать своё чадо, а также обращать внимание не только на то, о чем он говорит, но и на его молчание, отсутствие информации.
Дети, приходя из школы домой, обязательно рассказывают, как у них прошёл день. Про себя они могут промолчать, но про Ваню и Таню обязательно упомянут. Это нормально.
Беспокоиться стоит, если ребёнок молчит, приходит в плохом расположении духа. У него не просто плохое настроение. Он может проявлять агрессию по отношению к родителям. Это означает, что в школе у ребёнка не всё в порядке.
Агрессия является выбросом энергии. С ребёнком обязательно надо разговаривать, но не устраивать ему допрос. Возможно, проблема деликатная, связанная с первой любовью, с отношением ребёнка с другими детьми. Часто психологическая неуравновешенность и депрессии у детей случаются в связи с конфликтами учитель-ученик. Как поступить родителям?
Конфликт в начальной школе
Проблемы у ребёнка в начальной школе случаются, чаще всего из-за того, что он не успевает за учителем и за другими детьми. Ребёнок плохо читает, медленно и некрасиво пишет, не может ответить, когда его спрашивают на уроке. Отметок в 1 классе не ставят, но учителя всё равно оценивают учеников, говоря родителям о проблемах.
Ребёнка нельзя назвать неуспевающим, но ему трудно справляться со школьной программой. Он не привык сидеть 40 мин. и действовать по указке учителя. Его к этому не приучили. Возникает конфликт с учителем. Зачастую – это вина родителей. Они не подготовили своё чадо к школе.
Кроме того, родителям лучше изменить мнение о школе.
Обучение в начальных классах – это всегда совместная работа с ребёнком. Родителям необходимо помогать своему первокласснику. При этом никаких криков, и тем более, оскорблений быть не должно. Ребёнок пишет некрасиво, читает медленно, ну так и взрослые не сразу научились читать и писать. Он делает первые шаги. Необходимо проявить терпение.
Конфликт в основной школе
Среднее звено в школе приходится на подростковый возраст детей. Он сложный. Учитель должен быть действительно профессионалом, чтобы не допустить конфликта с учеником. Если трения возникли, то отстраняться родителям здесь не стоит. Ребёнку и учителю нужна помощь. «Подросток не хочет учиться» – эта фраза ничего не означает.
Ребёнок устаёт – надо раньше ложиться спать. Если не может уснуть, значит, у него в течение дня было много свободного времени, которое он потратил на компьютер. Хорошим выходом будет посещение спортивной секции.
Подросток не хочет изучать отдельные предметы – объяснить, что они необходимы для получения аттестата. Ребёнку следует помочь справиться с учебным материалом. Тому будут способствовать дополнительные занятия с репетитором, посещение курсов. Если он будет разбираться в алгебре или в физике, предметы станут для него интересными.
Ребёнку плохо даются гуманитарные дисциплины – следует работать над развитием речи. Читать материал вместе с ним, составлять планы, пересказывать, отвечать на вопросы, учить высказывать своё мнение.
Родители должны со своей стороны сделать всё, чтобы помочь детям с учёбой. Если конфликты с учителем продолжаются, то придётся разговаривать с педагогом.
Многие родители боятся, что разговор усугубит ситуацию, навредит ребёнку. Не усугубит, не навредит – конфликт уже достиг своего пика, хуже уже не будет. А вот, если ребёнок будет находиться под постоянным прессингом, на него будет каждый день выплёскиваться большое количество негатива, то закончиться это может плачевно.